rukzak.ru        Терра        Магазин Терра
II Фестиваль 05.02.0005
Главная
2005
Фоторепортаж
Слово Оргкомитета
часть 1

часть 2
часть 3

Интервью с Юрием Молодковцом

Мастер-класс по итогам фотоконкурса

Итоги фотоконкурса, Галина лебедева

Впечатления от фотоконкурса Сергея Шутого

Впечатления зрителей
"Впечатления обычного зрителя", Григpий Кpoнин
Результаты
Кино
Фото
Фотогалереи
Призеры
Выставка
Полуфиналисты
Подготовка
Место проведения
Положение
Для печати
Фотоконкурс
Участники фото
Отбор-фото
Участники видео
Жюри
Оргкомитет
Приглашение

Спонсоры

Все фестивали
DVD с лучшими фильмами

XV фестиваль
2019

XIV фестиваль
2018

XIII фестиваль
2017

XII фестиваль
2016

XI фестиваль
2014

X фестиваль
2013

IX фестиваль
2012

VIII фестиваль
2011

VII фестиваль
2010

VI фестиваль
2009

V фестиваль
2008

IV фестиваль
2007

III фестиваль
2006

II фестиваль
2005

I фестиваль
2004



Экстремальный портал VVV.RU
 

II Фестиваль туристких видеофильмов "Сто дорог"
05.02.2005


Тут растянутость той секунды, когда человек и уже не на земле…

Мастер-класс Галины Лебедевой по итогам 2-го фотоконкурса « Сто дорог»

Галина Лебедева - режиссер-аниматор, профессиональный фотограф, преподаватель студии фотомастерства в ДК "Ленсовета"

Владимир Столяров, «Гокио», Гран-При. Владимир Столяров, «Гокио», Гран-При.
Фотография удачно сочетает интересный сюжет и умелое техническое исполнение. Съемка в контровом свете подчеркивает ощущение слепящего солнечного света, развевающиеся флажки и усиливающаяся диагональность флагштоков – ветра. Автор правильно рассчитал экспозицию, не допустив пересвета и паразитных засветок. Это – тот случай, когда техническая грамотность позволяет автору показать нам интересный пейзаж во всей его неповторимости. Классическое деление кадра на 3 части по вертикали (небо-горы- земля), пойманное состояние природы – стекающие с гор облака, солнце, спрятанное за флажки – все это можно отнести к достоинствам фотографии.

Владимир Столяров, «Малыши из страны масаев», номинация «Портрет»,  1 место. Владимир Столяров, «Малыши из страны масаев», номинация «Портрет», 1 место.
Парный детский портрет, очень непосредственный. Два темнокожих ребенка скомпонованы на листе в легкой диагональной композиции. Диагонали скамейки, на которой прилегли дети, усиливаются диагональю головок от старшего к младшему ребенку. Использован естественный свет, падающий сверху и создающий световой рисунок, форму. Расположение детей (по пятну) уравновешено пятнами в углах: левом – зеленым кустом, и правом - фиолетовой одеждой. Фотография хорошо откадрирована, с технической точки зрения грамотная экспозиция, в белой одежде ребенка нет больших белых пятен. Нет пересвета и видны детали в тенях. Фотография контрастная, выразительная и очень симпатичная.

Работа Натальи Никитенко «Серега», номинация «Портрет», 3 место Работа Натальи Никитенко «Серега», номинация «Портрет», 3 место.
Хорошо откадрированный крупный план. Фотография очень удачна по состоянию главного героя. Схвачен момент соревнования, свойственное ему напряжение и одновременно удовольствие, которое не портит даже вода, стекающая с лица и волос героя. Брызги,снятые в контровом свете, на фоне темного участка рукава очень хорошо смотрятся. Кадр хорошо решен в цветовом отношении: красное пятно шлема хорошо сочетается с красными пятнами сверху и снизу и отлично оттеняется голубым пятном в центре. Черная и желтая одежда дополняет мажорную гамму.
Обилие мелких деталей не портит общее впечатление, а создает достаточно богатое впечатление от этого снимка. Снято явно длиннофокусным объективом, без смазки, без дрожания, очень удачно.

Работа Алексея Сухопара «Одиночество в доме моем» в номинации «Туризм», 1 место Работа Алексея Сухопара «Одиночество в доме моем» в номинации «Туризм», 1 место.
Режимная съемка: сумерки , либо начало ночи. Снято с длинной выдержкой, грамотно, со штатива. Очень удачное сочетание теплого света внутри и вокруг палатки и холодного зимнего неба, снега, в котором отражается то же самое синее небо. Одинокая звездочка, которая попала в кадр, вполне дополняет этот кадр. Есть настроение в кадре, есть состояние. Одиночество, действительно, читается. По композиции все грамотно. Палатка расположена не по центру, как обычно бывает у многих любителей, а с легким смещением вправо. Светлые пятна палатки очень удачно оттеняются темными пятнами леса и травы вокруг. И очень хорошо, что на горизонте есть какое-то просветление, поскольку, если бы его не было, то кадр не был бы таким богатым по цвету.

Работа Алексея Сухопара «Противостояние», номинация «Туризм», 1 место Работа Алексея Сухопара «Противостояние», номинация «Туризм», 1 место.
Очень удачная фотография. Две группы, каждая из которых является экзотикой для противоположной. В работе присутствуют и юмор, и наблюдение, и неожиданный взгляд на вещи, и умение скомпоновать. Действительно, две группы противопоставлены друг другу. Туристы, которые уходят по «диагонали ухода» из правого нижнего угла в левый верхний угол, и быки, которые идут как бы в обратном направлении по другой диагонали: слева направо вниз, что подчеркивает опять же их противостояние.

Работа Николая Алексеева «Походный трансформер», номинация «Туризм», 2 место Работа Николая Алексеева «Походный трансформер», номинация «Туризм», 2 место.
Всегда приятно смотреть на работу, если в ней присутствует юмор. Тут он явно присутствует. К некоторым недостаткам можно отнести то, что ножки кровати касаются нижнего края кадра. Если бы там снизу был небольшой воздух, композиция кадра была бы более завершенной. Вторая работа того же автора: «Я - кораблик пустыни!». Работа Николая Алексеева «Я – кораблик пустыни!», номинация «Туризм», 2 место На выставке эти две работы висели рядом. Они как бы составляют диптих. Оба главных героя этих фотографий: в первом случае – турист, во втором – маленький верблюжонок, с одинаковым удовольствием раскинулись в состоянии отдыха. Сходство усиливается цветовой гаммой обоих снимков (песок на первом снимке, песок на втором снимке), что делает оба снимка еще более забавными, взаимно их обогащая. В случае с верблюжонком композиция тоже чуть-чуть хромает, поскольку головка верблюжонка практически въезжает в линию гор. Можно было чуть присесть или приподняться, чтобы головка либо не достигала этой линии, либо слегка ее пересекала, потому что не хорошо, когда линии так вот касаются друг друга. Тем не менее, благодаря завышенной линии горизонта , здесь нет болезни центризма, которой обычно грешат начинающие авторы, и сами по себе сюжеты очень хорошо найдены, замечены и сняты.

Андрей Дружков, номинация «Туризм», 3 место . «Священные коровы и другие парнокопытные» Андрей Дружков, номинация «Туризм», 3 место . «Священные коровы и другие парнокопытные».
Кадр очень интересен по внутреннему ритму, по взаимоотношению кубических объемов. Обилие вертикальных линий дверей, стен,проемов и так далее, создают ощущение рамы в раме, то есть картины в картине, еще раз в картине, и еще раз в картине. По ритму как бы затягивает куда-то вглубь, То, что внутри сюжета прогуливается корова, создает ощущение какой-то необыкновенной экзотичности этого места. И странной длительности движения жизни в данном конкретном месте. Очень изысканная цветовая гамма: бледные золотистые зеленоватые тона и яркое светящееся пятно в центре. Обилие квадратов друг друга взаимно уравновешивает. Есть в этом снимке какая-то таинственность и продленная жизнь, похожая на мягкий перестук коровьих копыт по полу жилой комнаты.

Та же номинация, тот же автор, «Индийские праздники».
Андрей Дружков, номинация «Туризм», 3 место . «Индийские праздники» Менее удачная фотография. Сюжет очень любопытный, но по композиции есть некоторые недочеты. Индийцы, явно возвращающиеся с какой-то демонстрации, с транспарантами и флагами, идут по берегу океана. Зеркальная поверхность мокрого песка отражает фигурки, но при этом две передние фигуры в своих отражениях потеряли головы. Это тем более обидно, что сверху есть довольно большой запас совершенно не богатой информацией плоскости неба. Если бы автор опустил камеру немножко пониже и взял бы поменьше неба,а отражения целиком , снимок бы только выиграл.

Андрей Дружков, «Индийские дети», номинация «Туризм», 3 место Третья фотография Андрея Дружкова из той же серии: «Индийские дети», номинация «Туризм», 3 место.
Очень интересное наблюдение, опять парный детский портрет, в окружении этнографически ярких деталей. Хочется рассматривать этот снимок. Интересно передано состояние детей. Старшая девочка более насторожена, младшая храбро смотрит на фотографа, при этом положив ручку на плечо старшей девочки и обретя в этом некую уверенность. Живая реакция детей на фотографа, слегка покосившиеся древние декоративные столбы, возле которых дети сидят, обилие мелких деталей придают снимку ощущение подлинности. Точнее, неподдельности. И опять легкие недочеты в композиции. Опять же снизу не хватает воздуха. Ножки маленькой и рука старшей девочек почти касаются нижнего края кадра. Поскольку сверху над их головками есть довольно большое пространство, то есть ощущение, что этот кадр придавлен книзу. По-видимому, нужно было воспользоваться зумом, чтобы слегка отъехать, а потом откадрировать кадр более точно.

Александр Лисафин, номинация «Спорт», 1 место, «13 водный фестиваль». Александр Лисафин, номинация «Спорт», 1 место, «13 водный фестиваль».
Фотография поражает своей драматичностью. Вот уж борьба так борьба. Полностью под водой, в брызгах, кипящем молоке, а за веревку все равно держится. Видимо, эта лаконичность, драматичность и направленность на победу в тяжелых водных условиях заставила жюри присудить первое место этой фотографии. Снято опять же с помощью длиннофокусной оптики, без смазки, грамотно.

 Работа Анастасии Логиновой «Покорители стихии», номинация «Спорт», 2 место Работа Анастасии Логиновой «Покорители стихии», номинация «Спорт», 2 место.
В фотографии всегда ценна человеческая реакция, особенно когда реакция идет не на фотографа, а на своего партнера по кадру. В данной ситуации такая реакция есть. Двое, выгребающие на катамаране из какого-то острого момента, изогнулись в напряженной позе, сопротивляясь движению воды. Диагональ стоек, соединяющих две лодки катамарана, противопоставлена диагонали движения воды, а движение рук и торсов главных героев подчеркивают и повторяют линии диагонали этих стоек катамарана, за счет чего создается очень динамичная картинка. Не только динамичная, но и напряженная. Очень выразительный жест у левого героя. Поскольку линия берега и линия волны снизу тоже идут по диагонали, есть ощущение неустойчивости земли, что обычно приводит к чувству опасности, которую зрители ощущают, глядя на снимок. Кадр полон экспрессии, что является очень серьезным достоинством этого кадра.

 Алексей Сухопар: «Лосевский порог». Номинация «Спорт», 3 место. Алексей Сухопар: «Лосевский порог». Номинация «Спорт», 3 место.
Кадр, сделанный с очень хорошим техническим качеством, отлично проработаны света и тени, великолепно переданы прозрачность воды и кипение пузырьков воздуха в воде, которые получаются на порогах. В центре сюжета лодка, полная детей. Самое симпатичное и интересное – это реакция детей на ту опасность, которой они подвергаются на порогах. Реакция ребятишек, их лица, их выражение. Снимок подкупает непосредственностью. Причем, все это очень красиво: их яркая красная лодка, красно-голубые и желтые шлемы, одежки – все очень звонкое, радостное какое-то. Уравновешенность же композиции убирает ощущение опасности. Кадр устойчив, поэтому есть ощущение, что страх детей напрасен, – ничего страшного с ними случиться просто не может.

 Работа Ольги Степановой «Просто супербизон!», номинация «Репортаж», 1 место. Работа Ольги Степановой «Просто супербизон!», номинация «Репортаж», 1 место.
На конкурс были представлены работы, относительно которых иногда трудно было понять, куда они больше подходят – к номинации «Спорт» или номинации «Репортаж». «Спорт» – это, скорее, тема, которая может быть решена в жанре портрета, репортажа, натюрморта и т.д. Репортаж – это жанр фотографии, способ рассказа о мире, о конкретном событии (не обязательно спортивном), о состоянии, взаимоотношениях и т.д., происходящих в какое-то время в каком-то месте. В данном случае мы имеем спортивный репортаж, т.е. репортаж о спорте. Крупный план, полученный благодаря длиннофокусной оптике, позволяет буквально заглянуть в лицо спортсмену, что зрителям далеко не всегда удается. Отлично выхвачен момент схватки. Эмоции на лице «супербизона» говорят сами за себя. Технически кадр сделан грамотно и по экспозиции, и с точки зрения выбора выдержки, и скомпонован хорошо.

 Александр Зубков: «На закате», номинация «Природа и  экология», 3 место Александр Зубков: «На закате», номинация «Природа и экология», 3 место.
Опять пример редкого состояния природы. В данном случае – рваные тучи, лучи солнца из-за них, локальный свет падает пятном у подножия горы.

 «Плато». Екатерина Вигелиус, приз «За лучшее чувство цвета» «Плато». Екатерина Вигелиус, приз «За лучшее чувство цвета».
Больше похоже на отражение заката в воде. Золотой свет заката затопил весь видимый мир. Именно цвет стал главным достоинством кадра. Гармоничность композиции достигается также уравновешенностью. Пятнышко солнца уравновешивается силуэтами двух людей. Горизонт занижен. Все очень плавное, мягкое, золотое, без резких переходов. Автор подсмотрел редкое состояние природы, грамотно снял его и – выиграл.

 «Класс отеля – ползвезды», Татьяна Овчинникова, приз Ассоциации малых отелей Санкт-Петербурга. «Класс отеля – ползвезды», Татьяна Овчинникова, приз Ассоциации малых отелей Санкт-Петербурга.
Забавный кадр. Як чешется о здание. По-видимому, об отель. Экзотическая услуга. Картинка очень красивая – насыщенный синий цвет неба, белая стена и черный як. Такое синее небо получается, если в кадре есть светлые плоскости (стена здания, склон горы, покрытый снегом), освещенные солнцем. Прямой солнечный свет, отраженный белой поверхностью, по яркости сравним с яркостью неба, и небо получается необыкновенно синим. По композиции: опять не хватает снизу воздуха, т.е. як стоит, почти упираясь ногами в край кадра, в то время как сверху очень-очень много неба.

«Дойка яков». Дмитрий Шаромов, приз за раскрытие темы «Женщины в дороге» «Дойка яков». Дмитрий Шаромов, приз за раскрытие темы «Женщины в дороге».
В этой композиции хорошо то, что есть повторение – три яка, три женщины, одинаково угрюмо смотрящих в объектив. И за счет того, что их трое, создается некий ритм движения. Очень экзотичный сюжет, он из-за своей экзотичности и выигрывает. Опять внизу не хватает воздуха. То ли люди мыльницами снимают, все время забывая про паралакс, то ли просто не думают о том, где кадр имеет верхнюю границу, где - нижнюю.  «Каждому свое», Дмитрий Шаромов, приз за раскрытие темы «Женщины в дороге» и Приз зрительских симпатий. «Каждому свое», Дмитрий Шаромов, приз за раскрытие темы «Женщины в дороге» и Приз зрительских симпатий. Забавная фотография. Я никогда в жизни я не видела, чтобы овцу носили, как рюкзак. И то, что мужчина несет овцу, а женщина несет тяжелый рюкзак… Ну, каждому – свое, действительно… Хорошее наблюдение. Опять обрезаны ножки у женщины снизу. Диагональная линия склона горы придает снимку некую динамику, а вот темная головка женщины сливается с темным пятном стволов деревьев. Если бы автор успел еще припасть на колено,головка девушки оказалась бы на фоне светлого неба и ее силуэт с рюкзаком выделился бы, а фигурка человека с овцой попала бы как раз на темное дерево, и светлое пятно овцы оттенили бы темные пятна елок.

 «Отлив». Любовь Орлова, приз самой молодой участнице выставки. «Отлив». Любовь Орлова, приз самой молодой участнице выставки.
Фотография очень симпатичная из-за того, что автор использует диагональ, которая течет слева направо, с верхнего угла вниз, и сама линия извилистая, а не прямая, как ствол. Очень удачно, что автор, увидев отражение голубого неба в воде и следы прошедших рядом с этим небом людей, использовал диафрагму, обеспечившую резкость всех деталей в кадре, подчеркнувшую прозрачность воды, фактуру песчаных волн на дне, что делает снимок выигрышным.

«Приехали», Владимир Федоров, приз Оргкомитета «Приехали», Владимир Федоров, приз Оргкомитета.
Двое велосипедистов на закате. По замыслу хорошо, эмоционально. И закат богатый, и что отражается в воде, хорошо, и силуэты такие непосредственные. В такой тоске там мальчик облокотился на велосипед… Ехать дальше некуда, все, цель жизни достигнута, по морю на велосипеде не проедешь… По экспозиции все грамотно – замер по небу, мальчики – яркими силуэтами… А вот по композиции есть некоторые огрехи. Снизу ноги опять почти зарезаны. Шлемы касаются линии горизонта, так что небо «лежит» у них на головах. Если бы они не доставали до горизонта, или пересекали его, а то – касаются. За касаниями линий в кадре нужно следить особенно внимательно, ибо именно мелочи, неточность композиции выдают непрофессионализм фотографа. В целом же – эффектный, убедительный кадр.

 Ольга Степанова, «Лови меня, любимый».Номинация «Портрет», 2 место. Ольга Степанова, «Лови меня, любимый».Номинация «Портрет», 2 место.
На конкурс была представлена уйма работ в рубрике «Портрет», но поскольку конкурс имел узкую тематику («Сто дорог»), жюри рассматривало лишь те портреты, которые имели отношение к спорту, туризму, путешествиям. Я бы хотела отметить непосредственность и ненаигранность эмоций героини, забавность сюжета. Явно, удовольствие от съемки получили все участники: фотограф, «невеста» и зрители. С технической точки зрения: белая невеста не потерялась на белом снегу.

 Елена Подольная, «Страшная сказка», номинация «Природа и  экология», 2 место Елена Подольная, «Страшная сказка», номинация «Природа и экология», 2 место.
Это тот случай, когда пейзаж, снятый при определенном состоянии природы (дождь, снег, туман, рваные облака и сопутствующий локальный свет солнца) делает его неповторимым. Тут скорее речь о природе, чем об экологии. Туман создает плотную атмосферу, атмосферу тайны. Черные изломанные стволы деревьев делают тайну зловещей. Отсутствие листвы создает впечатление, что деревья мертвые. Туман их «колдовски» оживляет, будя в зрителе воображение и детские страхи. Снимок с настроением.

 Александр Кропп. Серия «Паутинка», «Вуаль», номинация «Природа и  экология» ,1 место Александр Кропп. Серия «Паутинка», «Вуаль», номинация «Природа и экология» ,1 место.
Сюжет душераздирающий. Листва, буквально задушенная паутиной всепожирающих гусениц. Ощущение катастрофы. Причем автор здорово украсил фотографию названием. «Паутинка» – это что-то легкое, невесомое, ностальгическое. А тут… Так смотрят люди, не видя и не слыша вопля умирающих деревьев. Серия заслуженно заняла 1 место в номинации «Экология». Но увидеть сюжет – не главное. Автор выбрал выигрышный ракурс, где линии паутины не превращаются в хаос, они работают, и автор явно обработал их в photoshop'е, законтрастив и «зашарпив», чем усилил напряженность сюжета. За внешней экзотичностью – мрачная действительность. Кадры сняты опытной рукой, в контровом свете.

 Владимир Григорьев, «Хибинская экологическая», номинация «Репортаж», 2 место Владимир Григорьев, «Хибинская экологическая», номинация «Репортаж», 2 место.
Ребра развалившейся постройки напоминают стадо павших оленей, от которых остались одни рога. Снег укрыл следы былой катастрофы, хотя длинные тени на снегу все еще взывают…
Съемка в контровом свете, умелое использование диагоналей в кадре позволило автору превратить банальный сюжет (брошенное людьми за ненадобностью) в размышление о том, что было и чего не было, и чего не должно было быть…
Более того, автору удалось создать впечатление, что несколько больше, чем простая констатация факта.

 Владимир Григорьев, «Хибинская героическая», номинация «Репортаж», 2 место Владимир Григорьев, «Хибинская героическая», номинация «Репортаж», 2 место.
Несколько ироничный кадр. Альпинист с лыжами, штурмующий вершину. Понятно, что не совсем альпинист, не совсем штурмующий, и вовсе не вершину. Но строй кадра позволяет предположить всю серьезность задачи, тем более, что мужественное лицо юноши и лыжи, отдаленно напоминающие рогатые шлемы викингов, а также склоны гор, уже оставшиеся позади, не оставляют сомнений в серьёзности намерений. «И горы смотрели ему вслед…» Непосредственность же выражения лица героя вызывает легкую улыбку без тени насмешки.
Удачное композиционное размещение героя – смещение от центра в правую часть кадра, движение фигуры по диагонали в нижний правый угол с подразумевающимся изменением движения налево и вверх – следуя за поворотом головы и линией взгляда героя – создает ощущение непрерывности движения и придает динамичность кадру. Скрытая динамика усиливается также благодаря диагоналям гор и положения лыж.
Капля дегтя: Левая рука касается нижнего края кадра, лыжа – верхнего. Если есть возможность избежать касаний – избегайте! С помощью отъезда трансфокатором, сделав полшага назад… Если есть такая возможность… Касания края кадра необходимо обосновывать – вписывать в композицию. Иногда это не мешает, но чаще вызывает досаду своей небрежностью. Хотя в данном случае на фоне достоинств снимка недостатки меркнут.

 Людмила Сулимова, «Вместе весело шагать», номинация «Репортаж», 3 место Людмила Сулимова, «Вместе весело шагать», номинация «Репортаж», 3 место.
Две девчонки отважно сигают в речку. Сам по себе сюжет выигрышный. Кто бы и сколько ни прыгал в воду, каждый снимок неповторим. Тут и реакция человека на полет, на ожидание немедленной встречи с холодной водой, с упругостью среды, и растянутость той секунды, когда человек и уже не на земле, и еще не в воде, ее томительность и замершее сердце…И еще непосредственность юности (или возвращение оной, если прыгают уже взрослые люди).
Автор поймал удачный момент и удачно его скомпоновал. Теплый цвет кожи девочек оттенила зелень берега, диагональ полета фигурок поддержала диагональ берега, а банька слева уравновесила кадр

АВТОР Руководитель школы Фотомастерства Галина Лебедева.
Санкт-Петербург, февраль,2005 г.

 
Петербургский ФотоКросс
Фестивали
VIII Респуб-ликанский фестиваль любительских фильмов и фотографий, Казань
VII республиканский фестиваль любительских фильмов, Казань